Новости

Странноприимство как добрая и живая традиция. Исторический обзор. Окончание

15.03.2018

Ко дню торжественного празднования 500-летия со времени блаженной кончины основателя Лавры, преподобного Сергия, и в ознаменование этого торжества в 1892 году на южной стороне Лавры, по линии ограды Пафнутьевскаго сада устраивается новый странноприимный дом. Здание двухэтажное с подвальным полуэтажем; здесь может поместиться до 2000 богомольцев.

О монастырских угощениях, знаменитом квасе, лаврском хлебе живописует И.Шмелев в романе «Богомолье», где "Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви». ( И.А. Ильин)

Мы приведем ряд выдержек, чтобы вместе ощутить дух праздника в Троицин день.

«…Ведет нас в квасную, под большой дом. Там прохладно, пахнет душистой мятой и сладким квасом. Маленький старичок - отец квасник - радушно потчует нас "игуменским", из железного ковшика, и дает по большому ломтю теплого еще хлеба, пахнущего как будто пряником. Говорит: "Заходите завтра, сладким-сыченым угощу". Мы едим хлеб и смотрим, как Саня с другим монашком помешивают веселками в низких кадках - разводят квас. И будто в церкви: висят на стене широкие иконы, горят лампады. Квас здесь особенный, троицкий, - священный, благословленный, отец квасник крестит и кадки, и веселки, когда разводят, и когда затирают - крестит. Оттого-то и пахнет пряником». «Отец хлебник, уже знакомый нам, проводит нас в низкую длинную палату. От хлебного духа будто кружится голова, и хочется тепленького хлебца. По стенам, на полках, тянутся бурые ковриги - не сосчитать. В двери видно еще палату, с великими квашнями-кадями, с вздувшейся доверху опарой. На длинном выскобленном столе лежат рядами горячие ковриги-плашки с темною сверху коркой - простывают. Воздух густой, тягучий, хлебно-квасной и теплый. Горкин потягивает носом и говорит: - Господи, хлебушко-то святой-насучный… с духу одного сыт будешь! И мне так кажется: дух-то какой-то… сытный. Отец хлебник, высокий старик, весь в белом, с вымазанными в муке руками, ласково говорит: - Как же, как же… благословитесь хлебцем. Преподобный всех провождает хлебцем, отказа никому нет. Здоровые молодцы-послушники режут ковригу за ковригой, отхватывают ломтями, ровно. Горкин радуется работке: - Отхватывают-то как чисто, один в один! Ломти укладывают в корзину, уносят к двери и раздают чинно богомольцам. И здесь я вижу знакомую картинку: Преподобный Сергий подает толстому медведю хлебец. Отец хлебник починает для нас ковригу и говорит: - Примите благословение обители Преподобного на дорожку, для укрепления. Выходим из палаты - богомольцы чинно идут за дружкой, принимают "благословение хлебное". И все говорят: - И про всех хватает, и Господь подает!.. Даже смотреть приятно: идут и идут все с хлебцем; одни обертывают ломти в чистую холстинку, другие тут же, на камушках, вкушают». «Сходим по лесенке в овражек, заходим в "блинные". Смотрим по всем палаткам: везде-то едят-едят, чад облаками ходит. Стряпухи зазывают: - Блинков-то, милые!.. Троицкие-заварные, на постном маслице!.. - Щец не покушаете ли с головизной, с сомовинкой?.. - Снеточков жареных, господа хорошие, с лучком пожарю… за три копейки сковородка! Пирожков с кашей, с грибками прикажите!.. - А карасиков-то не покушаете? Соляночка грибная, и с севрюжкой, и с белужкой… белужины с хренком, горячей?.. И сидеть мягко, понежьтесь после трудов-то, поманежьтесь, милые… и квасок самый монастырский!. Едим блинки со снеточками, и с лучком, и кашнички заварные, совсем сквозные, видно, как каша пузырится Пробуем и карасиков, и грибки, и - Антипушка упросил уважить - редечку с конопляным маслом, на заедку. Домна Панферовна целую сковородку лисичек съела, а мы другую»…1

Страннолюбие - это не только забота о бесприютных людях или о гостях. Это проявление милосердия и сострадания ко всем нуждающимся и страждущим.

И в наше время в обители Преподобного Сергия живет и исполняется эта заповедь. Братия участвуют своими трудами в том, чтобы принимать паломников - обеспечить их жильем, пропитанием; помочь нуждающимся одеждой, деньгами...

При Лавре создана социальная служба, задачи которой сводятся к оказанию разносторонней поддержки многодетных семей, малообеспеченных жителей Сергиева Посада и района, паломников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Помощь оказывается благодаря пожертвованиям благотворителей, бескорыстной помощи волонтеров. Помимо разовой (экстренной) помощи действуют постоянные социальные проекты: сбор пожертвований на рождественские и пасхальные подарки, фасовка и развоз продуктовых наборов подопечным социальной службы, организация общенародных трапез в праздничные дни (полевые кухни).

Эти проекты нуждаются в Вашем доверии, помощи и поддержке! Спаси Господи!

 

Примечание:

1. И.С.Шмелев Богомолье М., 2009.