Новости

Продолжение описания новых святынь обители Преподобного Сергия (часть 2)

03.10.2020

В продолжение описания новых святынь Лавры, расположенных в новом ковчеге с мощами в Духовском храме Лавры, предлагаем Вашему вниманию краткие жития этих святых.

Третий мощевик (правый верхний угол ковчега) Духовского храма

18. Св.Ап.Иаков Алфеев. Память 22 октября – преставление, 13 июля – Собор славных и всехвальных апостолов.

Брат апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мат­фея, быв­ше­го преж­де мы­та­рем. Был при­зван Са­мим Гос­по­дом в чис­ло 12 апо­сто­лов и вме­сте с про­чи­ми был по­слан на про­по­ведь.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха про­по­ве­до­вал сна­ча­ла в Иудее, за­тем со­пут­ство­вал св. апо­сто­лу Ан­дрею Пер­во­зван­но­му  в Едес­су. Рас­про­стра­нял еван­гель­ское бла­го­ве­стие в Га­зе, Елев­фе­ро­по­ле и со­пре­дель­ных им ме­стах, от­ту­да от­пра­вил­ся в Еги­пет. Здесь, в го­ро­де Остра­цине (при­мор­ский го­род на гра­ни­це с Па­ле­сти­ной), был рас­пят на кре­сте.

19. Частица камня, которым был убит апостол Иаков Алфеев.

20. Камень из Гефсиманского сада.

21. Камень с места остановки Христа при восхождении на Голгофу.

22. Мч. Виктор Римский. Память 2 апреля.

Му­че­ник Вик­тор (Фо­тин) Рим­ский – сын свя­той му­че­ни­цы Фо­ти­ны († ок. 66 г.), той са­мой са­ма­рян­ки, с ко­то­рой бе­се­до­вал Спа­си­тель у ко­лод­ца Иа­ко­вле­ва Св. Вик­тор храб­ро сра­жал­ся в рим­ских вой­сках про­тив вар­ва­ров и за свои за­слу­ги был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­род Ат­та­лию (Ма­лая Азия). За про­по­ве­до­ва­ние ис­ти­ны хри­сти­ан­ской ве­ры при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

23. Мч. Орест Тианский (Каппадокийский). Память 23 ноября.

Свя­той му­че­ник Орест жил в кон­це III ве­ка в го­ро­де Ти­ане в Кап­па­до­кии во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на и был зна­ю­щим и ис­кус­ным вра­чом. С дет­ских лет свя­той Орест был во­ис­ти­ну доб­рым хри­сти­а­ни­ном.

По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра в Ти­а­ну для борь­бы с хри­сти­ан­ством, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шим­ся в Ве­ли­кой Кап­па­до­кии, на­прав­лен был во­е­на­чаль­ник Мак­си­мин. В чис­ле пер­вых на суд к Мак­си­ми­ну был при­ве­ден Орест. Он му­же­ствен­но и от­кры­то ис­по­ве­дал свою ве­ру в Рас­пя­то­го и Вос­крес­ше­го Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Го­ни­тель пред­ла­гал свя­то­му бо­гат­ства, по­че­сти, сла­ву вза­мен от­ре­че­ния от Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, но свя­той Орест был непре­кло­нен. По при­ка­зу Мак­си­ми­на Оре­ста при­ве­ли в бо­га­тый язы­че­ский храм и вновь пред­ло­жи­ли по­кло­нить­ся идо­лам. Ко­гда он от­ка­зал­ся, 40 во­и­нов, сме­няя друг дру­га, би­ли свя­то­го му­че­ни­ка плетьми, пал­ка­ми, во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, за­тем пы­та­ли ог­нем. Свя­той Орест воз­звал к Гос­по­ду: «Бо­же, со­тво­ри со мною зна­ме­ние во бла­го, да ви­дят нена­ви­дя­щие ме­ня и по­сты­дят­ся». И Гос­подь услы­шал вер­но­го ра­ба Сво­е­го. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, идо­лы по­па­да­ли и раз­би­лись. Все бе­жа­ли из хра­ма; ко­гда от­ту­да вы­шел свя­той Орест, храм рух­нул.

Разъ­ярен­ный Мак­си­мин при­ка­зал за­клю­чить свя­то­го му­че­ни­ка на семь дней в тем­ни­цу и не да­вать ему ни еды, ни пи­тья, а на вось­мой день про­дол­жить му­че­ния. Свя­то­му вби­ли гвоз­ди в пят­ки, за­тем при­вя­за­ли к ди­ко­му ко­ню. Вла­чи­мый по кам­ням, свя­той му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду в 304 го­ду. Мо­щи его бы­ли бро­ше­ны в мо­ре.

Ко­гда мно­го ве­ков спу­стя, в 1685 го­ду, в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре один инок (Ди­мит­рий, впо­след­ствии мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, па­мять 28 ок­тяб­ря) пе­ре­пи­сы­вал с древ­ней ру­ко­пи­си жи­тие свя­то­го Оре­ста и, утом­лен­ный, уснул, ему в сон­ном ви­де­нии пред­стал свя­той му­че­ник и, по­ка­зав глу­бо­кую ра­ну в гру­ди, пе­ре­ре­зан­ные у лок­тей жи­лы и пе­ре­би­тые го­ле­ни, ве­лел до­пол­нить свое жи­тие, так как в древ­ней ру­ко­пи­си бы­ли опи­са­ны не все му­ки, ко­то­рые пре­тер­пел свя­той. Сми­рен­ный инок вы­пол­нил же­ла­ние свя­то­го му­че­ни­ка Оре­ста и вос­сла­вил Бо­га, Див­но­го во свя­тых Его.

24. Камень с места бичевания Христа.

25. Св. Ап. Руф от 70-ти. Память 4 января – Собор 70-ти апостолов, 8 апреля – преставление.

Свя­тые Иро­ди­он, Агав, Асин­крит, Руф, Фле­гонт и Ерм при­над­ле­жат к чис­лу 70 апо­сто­лов, из­бран­ных Хри­стом и по­слан­ных им на про­по­ведь (па­мять Со­бо­ра 70 апо­сто­лов 4 ян­ва­ря).

Апо­стол Руф, ко­то­ро­го при­вет­ству­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам был епи­ско­пом в гре­че­ском го­ро­де Фивы.

Все апо­сто­лы за свое бес­страш­ное слу­же­ние Хри­сту пе­ре­нес­ли же­сто­кие стра­да­ния и удо­сто­и­лись му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

26. Сщмч.Максим, диакон из Авеи. Память 30 октября.

Святой Максим родился в Авее в семье благочестивых христиан, где получил христианское воспитание.

Он стал диаконом в Авее. Во времена гонений при императоре Декие был схвачен. Местный префект подверг его пыткам, при которых святой не отрёкся от христовой веры. За отречение префект посулил ему в жёны свою дочь Цезарию, но получил отказ. Тогда он был сброшен со скалы, именуемой Circolo e Torre del Tempio, отчего и умер. Считается, что это произошло между октябрём 249 и ноябрем 251 года.

Почитание мощей святого привело к появлению в Авее епископской кафедры. После разрушения Авеи лангобардами в VI веке мощи св. Максима были перенесены в Форкону. 10 июня 956 года туда для поклонения мощам святого прибыли германский император Оттон I и папа Римский Иоанн XII. С тех пор 10 июня считается днём его поминовения.

Четвертый мощевик (правый нижний угол ковчега) Духовского храма

27. Сщмч.Викентий Сарагосский (Августопольский), Валенсийский, диакон. Память 11 ноября.

Свя­той му­че­ник Ви­кен­тий с дет­ства был уче­ни­ком муд­ро­го пас­ты­ря, епи­ско­па го­ро­да Ав­гу­сто­по­ля (ныне Са­ра­гос­са, Ис­па­ния), бла­жен­но­го Ва­ле­рия. Ко­гда ис­пол­ни­лось вре­мя со­вер­шен­но­ле­тия, доб­ро­де­тель­ный, об­ра­зо­ван­ный и крас­но­ре­чи­вый Ви­кен­тий был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Ва­ле­ри­ем в диа­ко­ны. Так как сам епи­скоп был кос­но­языч­ным, то он бла­го­сло­вил про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие и в хра­ме, и в на­ро­де сво­е­му диа­ко­ну, пре­крас­но­му ора­то­ру. По при­ка­за­нию Дио­кли­ти­а­на (284–305) в Ис­па­нию, в го­род Ва­лен­сию, при­был пра­ви­тель Да­ци­ан с пол­но­мо­чи­я­ми разыс­ки­вать и каз­нить хри­сти­ан. Пра­ви­те­лю до­нес­ли о муд­ром епи­ско­пе и его диа­коне-про­по­вед­ни­ке. Ско­ван­ных стар­ца и его уче­ни­ка во­и­ны-всад­ни­ки по­влек­ли за со­бой из Ав­гу­сто­по­ля в Ва­лен­сию и из­би­тых, из­му­чен­ных бро­си­ли в тем­ни­цу, где им не да­ва­ли ни пи­щи, ни во­ды. Пер­вым до­про­су под­верг­ли епи­ско­па. Ста­рец го­во­рил ти­хо, кос­но­языч­но, ка­за­лось, неуве­рен­но. То­гда впе­ред вы­шел свя­той Ви­кен­тий. Са­мую пре­крас­ную про­по­ведь в сво­ей жиз­ни про­из­нес свя­той пе­ред су­дья­ми и со­брав­шим­ся на­ро­дом, ис­по­ве­дуя и про­слав­ляя Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­мо­го, – От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. От­пра­вив епи­ско­па на­зад в тем­ни­цу, го­ни­тель при­ка­зал му­чить свя­то­го диа­ко­на. Мно­гие пыт­ки про­шел му­че­ник, его, рас­пя­то­го на кре­сте, би­ли и жгли рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми. Ко­гда он со­рвал­ся с кре­ста, то сам с ра­до­стью взо­шел на него, про­ся па­ла­чей вновь при­гвоз­дить се­бя, чтобы ис­пы­тать крест­ные му­ки Спа­си­те­ля. По­сле пы­ток му­че­ни­ка бро­си­ли в тем­ни­цу, и стра­жа но­чью с удив­ле­ни­ем слы­ша­ла, как он пел псал­мы, ви­де­ла в тем­ни­це незем­ной лу­че­зар­ный свет. На­ут­ро свя­то­го му­че­ни­ка пре­да­ли со­жже­нию. Это про­изо­шло в 304 го­ду.

28. Мч. Викториан из Гадрумета. Память 10 марта.

Святые Викториан и Фрументий с прочими мучениками были убиты в Гадрумете в 484 году вандалами-арианами. Акты их мученичества сообщают, что Гунерих, король вандалов, начал преследование духовенства и посвящённых дев в 480 году. К 484 году он стал преследовать также простых верующих. Викториан был благополучными жителем Гадрумета, которого Гунерих назначил проконсулом. Он верно служил своему властелину покуда тот не стал требовать со святого обратиться в арианское исповедание веры. Викториан отказался, был мучим и убит.

Римский мартиролог упоминает ещё четверых благополучных торговцев, которые были умучены в тот же день, что и Викториан. Двоих из них звали Фрументий, они были купцами из Карфагена. Два оставшихся были братьями из города Аква Регия, провинция Бизацена, убитыми в городе Табайя (Tabaia).

29. Мц. Евлалия Барселонская, дева. Память 22 августа.

Святая дева Евла­лия жи­ла в Ис­па­нии, близ го­ро­да Вар­ки­о­на (ныне – Бар­се­ло­на) и бы­ла вос­пи­та­на ро­ди­те­ля­ми в хри­сти­ан­ской ве­ре и бла­го­че­стии. Уже в 14-лет­нем воз­расте де­вуш­ка про­во­ди­ла уеди­нен­ную жизнь в ро­ди­тель­ском до­ме, за­ни­ма­ясь вме­сте с неко­то­ры­ми сверст­ни­ца­ми мо­лит­вой, чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ру­ко­де­ли­ем. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­то­го им­пе­ра­то­ра­ми Дио­кли­ти­а­ном (284–305) и Мак­си­ми­а­ном (284–305) в го­род Вар­ки­он при­был пра­ви­тель Да­ки­ан для уни­что­же­ния хри­сти­ан. Услы­шав об этом, де­вуш­ка но­чью тай­но ушла из до­ма и к утру бы­ла в го­ро­де. С тру­дом про­брав­шись сквозь тол­пу на­ро­да, де­вуш­ка сме­ло об­ли­чи­ла су­дью за то, что он при­нуж­да­ет лю­дей от­ре­кать­ся от Ис­тин­но­го Бо­га и при­но­сить жерт­ву бе­сам. Да­ки­ан ве­лел бес­по­щад­но бить свя­тую пал­ка­ми, но она твер­до пе­ре­но­си­ла ис­тя­за­ния и ска­за­ла су­дье, что Гос­подь из­ба­вил ее от ощу­ще­ния бо­ли. Му­че­ни­цу по­ве­си­ли на де­ре­ве и же­лез­ны­ми крюч­ка­ми со­дра­ли ей ко­жу, а по­том ста­ли па­лить ее ра­ны све­ча­ми. Во вре­мя му­че­ний Да­ки­ан спро­сил свя­тую: «Где же твой Бог, Ко­то­ро­го ты при­зы­ва­ешь?» Она от­ве­ти­ла, что Гос­подь ря­дом с нею, но Да­ки­ан по сво­ей нечи­сто­те не мо­жет Его ви­деть. Во вре­мя мо­лит­вы свя­той: «Се бо, Бог по­мо­га­ет ми, и Гос­подь За­ступ­ник ду­ши мо­ей» (Пс.53,6), – пла­мя све­чей об­ра­ти­лось на му­чи­те­лей, ко­то­рые упа­ли на зем­лю. Му­че­ни­ца Евла­лия ста­ла мо­лить­ся, чтобы Гос­подь взял ее к Се­бе, и с этой мо­лит­вой скон­ча­лась. Лю­ди уви­де­ли бе­лую го­луб­ку, вы­ле­тев­шую из ее уст к небу. Те­ло свя­той но­чью бы­ло по­гре­бе­но хри­сти­а­на­ми. Ро­ди­те­ли му­че­ни­цы, на­шед­шие ее уже по­стра­дав­шей, пла­ка­ли, но и ра­до­ва­лись, что их дочь при­чис­ле­на к сон­му свя­тых му­че­ни­ков.

Ко­гда свя­тую Евла­лию сни­ма­ли с де­ре­ва, один из хри­сти­ан, по име­ни Фе­ликс, ска­зал с ра­дост­ны­ми сле­за­ми: «Гос­по­жа Евла­лия, ты преж­де нас вен­ца му­че­ни­че­ско­го спо­до­би­лась!» Свя­тая Евла­лия, скон­чав­ша­я­ся три дня на­зад, по­вер­ну­ла к го­во­рив­ше­му ли­цо и улыб­ну­лась. Му­че­ник Фе­ликс вско­ре сам при­нял кон­чи­ну за Хри­ста.

30. Мц. Фили­ца­та. Память 7 февраля.

 Свя­тая му­че­ни­ца Фили­ца­та име­ла семь сы­но­вей: Иан­ну­а­рия, Фе­лик­са, Филип­па, Силь­ва­на, Алек­сандра, Ви­та­лия и Мар­ци­а­ла. Она бы­ла ро­дом из бо­га­той рим­ской се­мьи. Жре­цы об­ви­ни­ли ее в оскорб­ле­нии бо­гов через рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской ве­ры. Свя­тая Фили­ца­та раз­да­ла всё свое име­ние и вме­сте с сы­но­вья­ми от­кры­то ис­по­ве­да­ла ве­ру во Хри­ста. Всех их пре­да­ли му­че­ни­ям. Свя­тая Фили­ца­та, ви­дя стра­да­ния сво­их сы­но­вей, мо­ли­ла Бо­га, чтобы они усто­я­ли в по­дви­ге и преж­де нее во­шли в Цар­ство Небес­ное. Все сы­но­вья му­че­ни­че­ски скон­ча­лись на гла­зах ма­те­ри. По­сле них и са­ма свя­тая Фили­ца­та пре­тер­пе­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Свя­тая се­мья по­стра­да­ла в Ри­ме око­ло 164 го­да. Му­че­ни­це Фили­ца­те свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов по­свя­тил по­хваль­ное сло­во в тре­тьей бе­се­де, про­из­не­сен­ной в хра­ме ее име­ни.

31. Мц. Репарата (249 или 251) — мученица из Кесарии Палестинской. Память 8 октября.

По преданию святая Репарата была схвачена за исповедание Христовой веры, когда ей было всего двенадцать лет. Отказавшись отречься от Христа, святая дева была брошена в печь, но вышла оттуда невредимой. После этого святой Репарате отрубили голову, и душа её в виде голубя взлетела на небо.

Имеются предания, согласно которым её тело было положено в лодку, которая дуновением ангелов была приведена в Ниццу, в бухту, известную ныне как Бухта Ангелов (фр.) (Baie des Anges).

32. Сщмч.Пий Первый, папа Римский. Память 28 июня.

Пий I по преданию родился в Аквилее. Принял мученическую кончину в конце второго века.

33. Мч.Иустин Философ. Память 1 июня.

Свя­той му­че­ник Иустин Фило­соф ро­дил­ся в Си­хе­ме – древ­нем го­ро­де Са­ма­рии. Ро­ди­те­ли Иусти­на, гре­ки, бы­ли языч­ни­ка­ми. Свя­той с дет­ства от­ли­чал­ся глу­бо­ким умом, лю­бо­вью к на­у­кам и го­ря­чим стрем­ле­ни­ем к по­зна­нию Ис­ти­ны. Он в со­вер­шен­стве изу­чил раз­лич­ные на­прав­ле­ния гре­че­ской фило­со­фии: сто­и­ков, пе­ри­па­те­ти­ков, пи­фа­го­рей­цев, пла­то­ни­ков – и убе­дил­ся, что ни од­но из этих язы­че­ских уче­ний не от­кры­ва­ет пу­ти к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га.

Од­на­жды, про­гу­ли­ва­ясь в уеди­нен­ном ме­сте за го­ро­дом и раз­мыш­ляя о том, где ис­кать путь к по­зна­нию Ис­ти­ны, он встре­тил стар­ца, ко­то­рый в про­дол­жи­тель­ной бе­се­де рас­крыл Иусти­ну сущ­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния и по­со­ве­то­вал ис­кать раз­ре­ше­ния всех во­про­сов жиз­ни в кни­гах Свя­щен­но­го Пи­са­ния. «Но преж­де все­го, – ска­зал ста­рец, – мо­лись при­леж­но Бо­гу, чтобы Он от­крыл те­бе две­ри Све­та. Ис­ти­ну ни­кто не мо­жет по­стиг­нуть, ес­ли не даст ему ра­зу­ме­ния Сам Бог, Ко­то­рый от­кры­ва­ет ее каж­до­му, кто ищет Его с мо­лит­вою и лю­бо­вью».

На 30-м го­ду жиз­ни Иустин при­нял Свя­тое Кре­ще­ние (меж­ду 133 и 137 го­да­ми). С то­го вре­ме­ни свои да­ро­ва­ния и об­шир­ные фило­соф­ские по­зна­ния свя­той Иустин по­свя­тил про­по­ве­ди Еван­ге­лия сре­ди языч­ни­ков. Он на­чал стран­ство­вать по Рим­ской им­пе­рии, всю­ду сея се­ме­на спа­си­тель­ной ве­ры. «Кто мо­жет воз­ве­щать ис­ти­ну и не воз­ве­ща­ет, тот бу­дет осуж­ден Бо­гом», – пи­сал он.

Иустин от­крыл учи­ли­ще, где про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую фило­со­фию. Свя­той Иустин по­сле­до­ва­тель­но от­ста­и­вал ис­тин­ность и спа­си­тель­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния,

по­доб­но апо­сто­лам, всю­ду про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие и сво­им бо­го­дух­но­вен­ным сло­вом обратил многих язычником в христианской вере.

Свя­той Иустин был взят под стра­жу, под­верг­нут ис­тя­за­ни­ям и при­нял му­че­ни­че­скую смерть в 166 году.

34. Мч.Аполлоний Антинойский. Память 14 декабря.

Свя­тые му­че­ни­ки Фили­мон, Апол­ло­ний, Ари­ан и Фе­о­тих по­стра­да­ли за ве­ру в Егип­те, в г. Ан­ти­ное, при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305). Свя­той Ари­ан до сво­е­го об­ра­ще­ния в Хри­сто­ву ве­ру был го­ни­те­лем хри­сти­ан, в том чис­ле му­че­ни­ков Апол­ло­ния и Фили­мо­на. Сна­ча­ла му­че­ник Апол­ло­ний, убо­яв­шись пред­сто­я­щих стра­да­ний, упро­сил му­зы­кан­та-языч­ни­ка Фили­мо­на пе­ре­одеть­ся в его одеж­ды и при­не­сти за него жерт­ву идо­лам. Но неожи­дан­но свя­той Фили­мон ис­по­ве­дал се­бя пе­ред языч­ни­ка­ми хри­сти­а­ни­ном. Свя­той Апол­ло­ний рас­ка­ял­ся и так­же ис­по­ве­дал Хри­ста. По­сле ис­тя­за­ний оба му­че­ни­ка бы­ли каз­не­ны. Их му­чи­тель Ари­ан, ис­це­лив свой ра­не­ный глаз пра­хом, взя­тым от мо­ги­лы Фили­мо­на, рас­ка­ял­ся, об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­скую ве­ру и кре­стил­ся со всем до­мом и те­ло­хра­ни­те­ля­ми. За лю­бовь ко Хри­сту они доб­ро­воль­но по­шли на му­че­ния и бы­ли пре­да­ны смер­ти. Сре­ди те­ло­хра­ни­те­лей стар­шим был му­че­ник Фе­о­тих, по­ми­на­е­мый вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми. Му­че­ни­ки Фили­мон и Апол­ло­ний скон­ча­лись 16 мар­та 286 г., а му­че­ни­ки Ари­ан и Фео­тих – 4 мар­та 287 го­да.

35. Мч. Лукиллиан Византийский. Память 3и юня.

Лу­кил­ли­ан был язы­че­ским жре­цом при рим­ском им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). В ста­ро­сти он убе­дил­ся в лож­но­сти язы­че­ской ре­ли­гии, всей ду­шой об­ра­тил­ся к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и кре­стил­ся.

Под вли­я­ни­ем его про­по­ве­ди мно­гие языч­ни­ки ста­ли об­ра­щать­ся к хри­сти­ан­ству. То­гда иудеи за рас­про­стра­не­ние ве­ры в рас­пя­то­го ими Хри­ста до­нес­ли на Лу­кил­ли­а­на гра­до­на­чаль­ни­ку Ни­ко­ми­дии Силь­ва­ну. Тот стал при­нуж­дать стар­ца воз­вра­тить­ся к идо­ло­слу­же­нию. За от­каз свя­то­му Лу­кил­ли­а­ну со­кру­ши­ли че­лю­сти, би­ли пал­ка­ми и по­ве­си­ли вниз го­ло­вой, а за­тем за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, где он встре­тил че­ты­рех от­ро­ков-ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых – Клав­дия, Ипа­тия, Пав­ла и Ди­о­ни­сия. Свя­той Лу­кил­ли­ан убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру, не бо­ять­ся му­че­ний и смер­ти. Через неко­то­рое вре­мя все они бы­ли при­ве­де­ны на су­ди­ли­ще и бро­ше­ны в рас­ка­лен­ную печь, но вне­зап­но про­лив­ший­ся дождь уга­сил пла­мя, и свя­тые му­че­ни­ки оста­лись невре­ди­мы. Пра­ви­тель при­го­во­рил их к смерт­ной каз­ни, от­пра­вив для ис­пол­не­ния при­го­во­ра в Ви­зан­тию. Свя­тые от­ро­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом, а свя­той му­че­ник Лу­кил­ли­ан мно­го­чис­лен­ны­ми гвоз­дя­ми при­гвож­ден ко кре­сту.

Сви­де­тель­ни­цей по­дви­га свя­тых му­че­ни­ков бы­ла свя­тая де­ва Пав­ла, по­свя­тив­шая се­бя слу­же­нию стра­дав­шим за ве­ру во Хри­ста. Она до­став­ля­ла пи­щу уз­ни­кам-хри­сти­а­нам, омы­ва­ла их ра­ны, при­но­си­ла ле­кар­ства и по­гре­ба­ла те­ла му­че­ни­ков. По­сле кон­чи­ны свя­то­го Лу­кил­ли­а­на и че­ты­рех от­ро­ков она воз­вра­ти­лась в Ни­ко­ми­дию и про­дол­жа­ла свое свя­тое слу­же­ние. Свя­тая де­ва бы­ла схва­че­на и бро­ше­на в печь, од­на­ко си­лою Бо­жи­ею оста­лась невре­ди­ма. То­гда ее ото­сла­ли в Ви­зан­тию, где свя­тая му­че­ни­ца бы­ла усе­че­на ме­чом.

Пятый мощевик (центр ковчега) Духовского храма

36. Мц. Антонина Никейская. Память 14 марта, 26 июня.

Свя­тая му­че­ни­ца Ан­то­ни­на по­стра­да­ла в Ни­кее во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­тая Ан­то­ни­на бы­ла бро­ше­на в тюрь­му. Но ни­чем не смог Мак­си­ми­ан за­ста­вить свя­тую от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­вы идо­лам. Свя­той му­че­ни­це яви­лись Ан­ге­лы Бо­жии и устра­ши­ли па­ла­чей. Да­же ко­гда му­че­ни­цу Хри­сто­ву по­ло­жи­ли на рас­ка­лен­ный же­лез­ный одр, свя­тая Ан­то­ни­на си­лой Бо­жи­ей оста­лась невре­ди­мой. На­ко­нец, по­сле дол­гих ис­тя­за­ний свя­тую за­вя­за­ли в ме­шок и уто­пи­ли в озе­ре. Вско­ре она бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке свя­тых.

37. Свт. Гонорат епископ Арльский. Память 29 января.

Свя­той Го­но­рат (429 г.) ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине IV ве­ка в бель­гий­ской Гал­лии в ари­сто­кра­ти­че­ской се­мье. Его отец про­ти­вил­ся стрем­ле­нию сы­на к бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Тем не ме­нее, Го­но­рат не толь­ко не оста­вил сво­е­го стрем­ле­ния, но и вдох­но­вил сво­им при­ме­ром стар­ше­го бра­та Ве­нан­ция.

По­движ­ни­ки устро­и­ли в сво­ем до­ме стран­но­при­им­ни­цу, за­бо­ти­лись о пут­ни­ках. Неко­то­рое вре­мя спу­стя Го­но­рат и Ве­нан­ций при­ня­ли ре­ше­ние стать от­шель­ни­ка­ми. Они на­шли се­бе на­став­ни­ка, прп. Ка­пра­сия, че­ло­ве­ка об­ра­зо­ван­но­го и близ­ко­го к ним по про­ис­хож­де­нию. Оста­вив род­ной дом, они на­пра­ви­лись на Во­сток (Па­ле­сти­ну, Си­рию, Еги­пет), чтобы по­зна­ко­мить­ся с мо­на­ше­ской тра­ди­ци­ей. По пу­ти Ве­нан­ций скон­чал­ся. Го­но­рат вер­нул­ся в Юж­ную Гал­лию и по­се­лил­ся в пе­ще­ре в гор­ном мас­си­ве Эс­те­рель.

За­тем око­ло 400 го­да он пе­ре­се­лил­ся на один из Ле­рин­ских ост­ро­вов (совр. Saint-Honorat). Во­круг Го­но­ра­та со­бра­лась неболь­шая об­щи­на уче­ни­ков, ко­то­рая бла­го­устра­и­ва­лась и раз­рас­та­лась. Вско­ре пу­стын­ный ост­ров стал од­ним из са­мых ве­ли­ких мо­на­ше­ских цен­тров За­па­да.

В 427 го­ду Го­но­рат был из­бран епи­ско­пом Аре­ла­та (совр. Arles). Го­но­рат был на­сто­я­щим ар­хи­пас­ты­рем. В 429 го­ду, по­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, Го­но­рат пред­ло­жил в ка­че­стве сво­е­го пре­ем­ни­ка Ила­рия, вос­пи­тан­ни­ка Ле­рин­ско­го мо­на­сты­ря.

Го­но­рат был по­гре­бен в аре­лат­ском некро­по­ле «Ели­сей­ские по­ля» (совр. Alyscamps), в ба­зи­ли­ке му­че­ни­ка Ге­не­сия. В 1391 го­ду мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ле­рин­ский мо­на­стырь.

38. Мц. Перпетуя. Память 14 февраля.

Свя­тая му­че­ни­ца Пер­пе­туя про­ис­хо­ди­ла из ро­да пат­ри­ци­ев и жи­ла в Кар­фа­гене. Тай­но от сво­е­го от­ца, убеж­ден­но­го языч­ни­ка, она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние, уве­ро­вав в Спа­си­те­ля, и спо­до­би­лась му­че­ни­че­ской кон­чи­ны вме­сте со сво­им бра­том Са­ти­ром, слу­жан­кой Фили­ци­та­той и юно­ша­ми Ре­во­ка­том, Са­тор­ни­лом и Се­кун­дом, ко­то­рые так­же го­то­ви­лись стать хри­сти­а­на­ми. Несмот­ря на уго­во­ры от­ца, на­стой­чи­во взы­вав­ше­го к ее ма­те­рин­ско­му чув­ству, ра­но ов­до­вев­шая 22-лет­няя свя­тая Пер­пе­туя пре­одо­ле­ла зем­ную при­вя­зан­ность к лю­би­мо­му сво­е­му груд­но­му мла­ден­цу ра­ди Жиз­ни Небес­ной. Пе­ред каз­нью свя­тая име­ла от Бо­га ви­де­ние, укре­пив­шее ее ду­шев­ные си­лы. Свя­той Се­кунд скон­чал­ся в тем­ни­це, а осталь­ные му­че­ни­ки бы­ли от­да­ны на рас­тер­за­ние зве­рям. Од­на­ко зве­ри не кос­ну­лись осуж­ден­ных, и то­гда все они бы­ли умерщ­вле­ны ме­чом. Это про­изо­шло око­ло 203 го­да.

39. Мц. Иллюмината. Память 29 ноября.

Иллюмината — святая мученица из Тоди. По преданию, святая Иллюмината родилась в Палаццоло (Palazzolo), недалеко от Равенны, и носила имя Кейсария. Её родители были арианами или язычниками. По святом крещении она приняла имя Иллюмината. О крещении святой её отец сообщил префекту Равенны Севастиану, который хотел жениться на ней. Святая Иллюмината была брошена в темницу, но святой ангел освободил её и привёл на Соляную дорогу. Оттуда она отправилась в Умбрию, где явила много чудес. Там к ней присоединились родители, которые тем временем обратились ко Господу.

Молодая женщина жила в скитах неподалёку от Тоди. Префект Мартаны (Martana) бросил её в темницу, где она скончалась вместе со своими родителями 29 ноября 303 года, во времена императора Диоклетиана.

40. Мч. Иулиан Антиохийский (Аназа́врский ?). Память 21 июня.

В соответствии с сохранившимися данными мученичества, Иулиан родился в Аназарве (Киликия) в семье язычника сенатора. Поле смерти мужа мать Иулиана христианка Асклипиодора переехала с сыном переехала в Тарс. Здесь Иулиан был воспитан в христианской вере. При императоре Галерии Максимиане отказался принести жертву языческим богам и за это его в течение года водили по городам Киликии, где Иулиана избивали. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его». Мать сладовала за сыном и укрепляла его в вере, за что ей отрубили ступни. От полученных ран она скончалась. Иклиан же был зашит в мешок с песком, змеями и скорпионами, и утоплен в море. Вынесенное в районе местечка Вафей (рядом с Антиохией Сирийской) тело было найдено благочестивой вдовой из Александрии. Мощи Иулиана были перенесены в Антиохию в храм в честь этого святого. Мощи его при святителе Иоанне Златоусте прославились чудесами.

41. Свщмч. Аполлина́рий Равеннийский, епископ. Память 5 августа.

В цар­ство­ва­ние Рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41–54) в Рим из Ан­тио­хии при­шел свя­той апо­стол Петр и по­свя­тил при­шед­ше­го с ним ан­тио­хий­ца Апол­ли­на­рия во епи­ско­па Ра­вен­ний­ско­го. При­дя в Ра­вен­ну как стран­ник, свя­той Апол­ли­на­рий по­про­сил при­ю­та у мест­но­го жи­те­ля, во­и­на Ири­нея, и в бе­се­де с ним от­крыл, кто он и с ка­кой це­лью при­шел. У Ири­нея был сле­пой сын, ко­то­ро­го свя­той Апол­ли­на­рий, об­ра­тив­шись с мо­лит­вой к Гос­по­ду, ис­це­лил. Во­ин Ири­ней и его се­мей­ство пер­вы­ми в Ра­венне уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Свя­ти­тель остал­ся жить в до­ме Ири­нея и про­по­ве­до­вал о Хри­сте всем, же­лав­шим слу­шать его сло­во. Од­ним из чу­дес­ных ис­це­ле­ний, со­вер­шен­ных свя­тым Апол­ли­на­ри­ем, бы­ло ис­це­ле­ние неиз­ле­чи­мо боль­ной же­ны ра­венн­ско­го три­бу­на – Фек­лы. По­сле то­го, как по мо­лит­ве свя­то­го она вста­ла с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вой, уве­ро­ва­ла во Хри­ста не толь­ко она, но и сам три­бун. В до­ме три­бу­на свя­той Апол­ли­на­рий устро­ил неболь­шую цер­ковь, где со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Для но­во­кре­ще­ных ра­вен­ний­цев Апол­ли­на­рий по­свя­тил двух пре­сви­те­ров – Аде­ре­та и Ка­ло­ки­ра, а так­же двух диа­ко­нов. Две­на­дцать лет свя­той Апол­ли­на­рий бла­го­вест­во­вал в Ра­венне, и чис­ло хри­сти­ан неуклон­но уве­ли­чи­ва­лось. Язы­че­ские жре­цы по­жа­ло­ва­лись на епи­ско­па пра­ви­те­лю Са­тур­ни­ну. Свя­той Апол­ли­на­рий пред­стал пе­ред су­дом и был под­верг­нут же­сто­ко­му ис­тя­за­нию. Ду­мая, что он умер, му­чи­те­ли вы­нес­ли его за го­род, на бе­рег мо­ря и там бро­си­ли. Но свя­той был жив. Ему ока­за­ла по­мощь и да­ла при­ют в сво­ем до­ме од­на бла­го­че­сти­вая вдо­ва-хри­сти­ан­ка. В ее до­ме свя­той Апол­ли­на­рий на­хо­дил­ся шесть ме­ся­цев и про­дол­жал тай­но про­по­ве­до­вать о Хри­сте. Ме­сто­пре­бы­ва­ние свя­то­го ста­ло из­вест­но, ко­гда он ис­це­лил от немо­ты знат­но­го жи­те­ля го­ро­да – Во­ни­фа­тия, по прось­бе же­ны по­след­не­го, умо­ляв­шей свя­то­го по­мочь ее му­жу. По­сле это­го чу­да мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту, а свя­то­го Апол­ли­на­рия опять при­ве­ли на суд и му­чи­ли, ста­вя бо­сы­ми но­га­ми на рас­ка­лен­ные уг­ли. Вто­рой раз его вы­та­щи­ли за го­род, но Гос­подь опять со­хра­нил ему жизнь. Свя­той не пре­кра­щал про­по­ве­ди до тех пор, по­ка его не из­гна­ли из го­ро­да. Неко­то­рое вре­мя свя­той Апол­ли­на­рий на­хо­дил­ся в Ита­лии, где по-преж­не­му про­дол­жал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие. Ра­венн­ской Цер­ко­вью управ­лял в это вре­мя пре­сви­тер Ка­ло­кир. Вер­нув­шись в Ра­вен­ну к сво­ей пастве, свя­той Апол­ли­на­рий опять был су­дим и при­го­во­рен к из­гна­нию. В тяж­ких око­вах он был по­са­жен на ко­рабль, плыв­ший в Ил­ли­рик, по ре­ке Ду­най. Два во­и­на обя­за­ны бы­ли до­ста­вить его на ме­сто ссыл­ки. За сво­им епи­ско­пом доб­ро­воль­но по­сле­до­ва­ли в из­гна­ние три кли­ри­ка. По до­ро­ге суд­но по­тер­пе­ло ко­раб­ле­кру­ше­ние, все уто­ну­ли, спас­лись толь­ко свя­той Апол­ли­на­рий, со­про­вож­дав­шие его кли­ри­ки и два во­и­на. Во­и­ны, слу­шая свя­то­го Апол­ли­на­рия, уве­ро­ва­ли в Гос­по­да и при­ня­ли Кре­ще­ние. Не на­хо­дя ни­где при­ста­ни­ща, пут­ни­ки при­шли в Ми­сию, где свя­той Апол­ли­на­рий ис­це­лил от про­ка­зы од­но­го знат­но­го жи­те­ля, за что по­лу­чил со сво­и­ми спут­ни­ка­ми при­ют в его до­ме. В этой стране свя­той Апол­ли­на­рий так­же неуто­ми­мо про­по­ве­до­вал о Хри­сте и мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил в хри­сти­ан­ство, за что под­верг­ся пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны невер­ных. Они без по­ща­ды би­ли свя­то­го и, по­са­див его на ко­рабль, плыв­ший в Ита­лию, от­пра­ви­ли об­рат­но. По­сле трех­лет­не­го от­сут­ствия свя­той Апол­ли­на­рий вер­нул­ся в Ра­вен­ну и был с ра­до­стью при­нят сво­ей паст­вой. Языч­ни­ки же, на­пав на цер­ковь, где свя­той со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, разо­гна­ли мо­ля­щих­ся, а свя­то­го по­влек­ли к идоль­ским жре­цам в ка­пи­ще Апол­ло­на, где идол упал, как толь­ко вве­ли свя­то­го, и раз­бил­ся. Жре­цы при­ве­ли свя­то­го Апол­ли­на­рия на суд к но­во­му пра­ви­те­лю об­ла­сти – Тавру­су. Апол­ли­на­рий со­тво­рил тут но­вое чу­до – ис­це­лил сле­по­рож­ден­но­го сы­на пра­ви­те­ля. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние сы­на Таврус по­ста­рал­ся укрыть свя­то­го Апол­ли­на­рия от разъ­ярен­ной тол­пы. Он от­пра­вил его в свое за­го­род­ное име­ние, где кре­сти­лись сын и же­на Тавру­са, а сам он, бо­ясь гне­ва им­пе­ра­то­ра, не при­нял Кре­ще­ния, но от­но­сил­ся с бла­го­дар­но­стью и лю­бо­вью к сво­е­му бла­го­де­те­лю. Че­ты­ре го­да жил свя­той Апол­ли­на­рий в име­нии Тавру­са и бес­пре­пят­ствен­но бла­го­вест­во­вал о Спа­се­нии. Меж­ду тем язы­че­ские жре­цы от­пра­ви­ли до­не­се­ние им­пе­ра­то­ру Вес­па­си­а­ну с прось­бой осу­дить на смерть или из­гна­ние хри­сти­ан­ско­го «волх­ва» Апол­ли­на­рия. Од­на­ко им­пе­ра­тор от­ве­тил жре­цам, что бо­ги до­ста­точ­но силь­ны, чтобы ото­мстить за се­бя, ес­ли счи­та­ют се­бя оскорб­лен­ны­ми. Все же ярость языч­ни­ков на­стиг­ла свя­то­го Апол­ли­на­рия: они до­гна­ли его, ко­гда свя­той вы­шел из го­ро­да, на­прав­ля­ясь в бли­жай­шее се­ле­ние, и же­сто­ко из­би­ли его. Хри­сти­ане на­шли его, ед­ва жи­во­го, и при­нес­ли в се­ле­ние, где он про­ле­жал семь дней. Во вре­мя пред­смерт­ной сво­ей бо­лез­ни свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал по­учать свою паст­ву и пред­ска­зал, что по­сле го­не­ний для хри­сти­ан на­сту­пят луч­шие вре­ме­на, ко­гда они от­кры­то и сво­бод­но бу­дут ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. Пре­по­дав при­сут­ство­вав­шим свое свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, свя­щен­но­му­че­ник Апол­ли­на­рий ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­той Апол­ли­на­рий свя­ти­тель­ство­вал в Ра­венне 28 лет и скон­чал­ся в 75 го­ду.

42. Мц. Вирине́я (Верони́ка) Едесская. Память 17 октября.

Му­че­ни­ца Дом­ни­на и до­че­ри ее Ве­ро­ни­ка (Ви­ри­нея) и Проску­дия (Про­сдо­ка) жи­ли в го­ро­де Ан­тио­хии в Си­рии. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на они по­стра­да­ли за Хри­ста в 304 го­ду.

Об их по­дви­ге рас­ска­зы­ва­ет Ев­се­вий Ке­са­рий­ский:

«Бы­ла в Ан­тио­хии некая свя­тая и див­ная по сво­ей ду­шев­ной доб­ро­де­те­ли жен­щи­на, из­вест­ная кра­со­той, бо­гат­ством, ро­до­ви­то­стью и доб­рой о се­бе сла­вой. Двух сво­их до­че­рей вос­пи­та­ла она в пра­ви­лах ис­тин­ной ве­ры; бы­ли они в рас­цве­те юно­сти и кра­со­ты. Злоб­ные за­вист­ни­ки все­ми си­ла­ми ста­ра­лись вы­сле­дить, где они скры­ва­ют­ся. Узнав, что они жи­вут в дру­гой стране, их хит­ро­стью вы­зва­ли в Ан­тио­хию, и они по­па­ли в ло­вуш­ку, рас­став­лен­ную во­и­на­ми. Мать, ви­дя в без­вы­ход­ном по­ло­же­нии се­бя и де­тей, изо­бра­зи­ла до­че­рям все те же ужа­сы, ка­кие го­то­вят им лю­ди; са­мой страш­ной и непе­ре­но­си­мой бы­ла угро­за непо­треб­ным до­мом. Она ска­за­ла до­че­рям, что ни они, ни она и кра­ем уха не долж­ны слы­шать об этом, ска­за­ла, что пре­дать свою ду­шу в раб­ство де­мо­нам страш­нее вся­кой смер­ти и ху­же вся­кой ги­бе­ли, и пред­ло­жи­ла един­ствен­ный вы­ход – бег­ство к Гос­по­ду. До­че­ри утвер­ди­лись в этой мыс­ли, при­стой­но оку­та­лись сво­и­ми пла­ща­ми, на пол­пу­ти по­про­си­ли у стра­жи раз­ре­ше­ния отой­ти немно­го в сто­ро­ну и бро­си­лись в ре­ку, про­те­кав­шую ря­дом»

43. Мч. Хонест Памплонский. Память 16 февраля.

Хонест (умер в 270 году) — мученик Памплонский. Святой Хонест (Honestus), благородный человек из Нима, был учеником святого Сатурнина. Они отправились в Испанию, где он был убит в городе Памплона. Святой Хонест почитаем как апостол Наварры и Страны Басков.

Считается, что в Пампелуне святой Хонест крестил сенатора Фирма и его семью, в то время как сын Фирма, будущий святой Фирмин, был крещён святым Сатурнином.

44. Свмч. Максимин из Прованса. Память 8 июня.

Максимин (умер в I веке) — святой епископ Экс-ан-Прованса. Св. Максимин, первый епископ Экс-ан-Прованса, по мнению некоторых был одним из 72 учеников Христа. Согласно преданию Западной церкви, эконом семьи из Вифании, он сопровождал в Галлию святых Марию Магдалину, Марию Клеопову, Марфу и Лазаря. Вместе с Марией Магдалиной до её удаления в Сент-Бом (фр.) они вместе проповедовали в Экс-ан-Провансе. Считается первым строителем Собора Экса.

Согласно одному из источников, св. Максимин именуется «человеком, слепым от рождения».